Здоровьесбережение



Закаливание ребенка 2 - 3 лет


Наряду с занятиями физическими упражнениями необходимо по-прежнему уделять внимание закаливанию ребенка, а если вы не делали этого раньше, то начать его.


Лето - наиболее благоприятная пора для начала закаливания. Оно дает возмозность делать это с помощью солнца, воздуха и воды. Воздушные ванны (а начинать надо именно с них) рекомендуется принимать в движении: во время утренней зарядки, бега, ходьбы или упражнений. Температура воздуха для первого занятия должна быть не ниже 18. Время процедуры - 7-10 минут. После этого ребенок должен принять теплый душ или можно облить его теплой водой и энергично растереть. Ежедневно время приема воздушных ванн следует увеличивать на 2-5 минут, доведя длительность процедуры до получаса.
В ветреную и влажную погоду необходимо уменьшить продолжительность процедуры, так как холодный и влажный воздух способствует большей теплоотдаче, чем сухой.
Велика целебная сила солнечных лучей. Их действие стимулирует жизнедеятельность клеток, повышает обмен веществ, способствует выработке в организме витамина D, укрепляет нервную систему. Принимать солнечные ванны нужно в утренние часы, через час-полтора после завтрака. Начинать процедуру с 5-10 минут, постепенно доводя время пребывания на солнце до 2 часов. Продолжительность закаливания солнцем можно увеличить, если принимать ванны не лежа, а во время ходьбы или спортивных игр.


Однако не забывайте о том, что солнце может быть не только другом, но и врагом, если пользоваться его лучами неразумно, а также при наличии ряда заболеваний. Начинать проводить с ребенком солнечные ванны следует после обращения за советом к врачу.


Наибольший оздоровительный эффект дает воздействие на организм солнечных и воздушных ванн в сочетании с водными процедурами. Вода - прекрасное закаливающее средство. Через нервный аппарат кожи вода оказывает большое влияние на всю нервную систему, а через нее на организм в целом, воздействуя на различные процессы обмена веществ в клетках и тканях.


Закаливание водой проводят в виде влажного обтирания, душа, купания в водоеме. Наиболее щадящая водная процедура - обтирание. Начинать ее следует с температуры воды 26-28.
Рукавицей, сшитой из фланели, льняной или полотняной ткани, проводится обтирание рук, шеи, груди, живота, ног по направлению от периферии к центру в течение 6- 8 минут. После этой процедуры в таком же порядке проводится обтирание сухим полотенцем. Постепенно (через каждые 2-3 дня) температура воды снижается на 1. Подготовив организм ребенка обтираниями, приступайте к более сильному виду закаливания - обливаниям. Делать их можно в том же порядке, обливая отдельные части тела.


Главное место в этой процедуре занимает закаливание горла и ног. Полоскание горла и обливание ног надо начинать с температуры воды 25-26 и через каждые 2- 3 дня снижать ее на 1, доведя до 15-16.


Сопротивляемость организма к простудным заболеваниям повышают также закаливающие процедуры для ног. В два ведра или таза наливают холодную и горячую воду. Ноги ребенка сначала помещают в горячую, а потом в холодную воду. Такая смена производится 2-3 раза. Температура горячей воды 35 (с постепенным повышением на 1 до 40-42), холодной - 20 (с понижением ее каждую неделю на 1 и постепенным доведением до 15). В горячей воде ноги находятся 2-3 минуты, в холодной - 0,5 минуты. После процедуры необходимо тщательно растереть стопы до покраснения.


Хорошим закаливающим средством являются морские купания, плавание в речке или озере. Воспользуйтесь первой же возможностью, чтобы приучить малыша к воде. Наилучшей температурой воды для занятий летом в открытых водоемах считается 24-27, а воздуха - около 30. После того как купания станут для ребенка привычными, можно разрешить ему поплескаться и в воде попрохладней (19-20), но не более 5-7 минут, при теплой безветренной погоде.

Формы организации физического воспитания:
- физические занятия в зале и на спортивной площадке с элементами психогимнастики;
- туризм (прогулки – походы);
- дозированная ходьба;
- оздоровительный бег;
- физкультминутки;
- физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;
- утренняя гимнастика;
- индивидуальная работа с детьми;


Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
- Традиционные.
- Игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
- Сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например, «Путешествие в весенний лес» и др.
- Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла»; они могут быть с одним предметом, например, «Поиграй со мной, дружок» (мяч).
- Занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
- Занятия – зачёты для проведения диагностики по основным видам движения и развития и физических качеств (1 раз в квартал).
- Занятия – походы.
- Занятия в форме оздоровительного бега.
- Занятия, основная часть которых носит ярко выраженный нетрадиционный характер (ритмика, логоритмика).
- Музыкальные путешествия – тесная интеграция музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам.
- Занятия на «экологической тропе». Важным в занятиях является моторная плотность, которая обеспечивает тренирующий эффект. Так, моторная плотность прогулок составляет до 60%, моторная плотность занятий – до 80%.
- Занятия с учётом полоролевой социализации отдельно для девочек и мальчиков.


Важным условием является проведение всех занятий в музыкальном сопровождении.


Создание представлений о здоровом образе
жизни.
Основная идея:
здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
• Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
• Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
• Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
• Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
• Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
• Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
• Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
• Обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
• Вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.


Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
Повышение педагогической культуры родителей.
Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями:
1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3. Дни открытых дверей.
4. Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.
5. Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).
6. Совместные занятия для детей и родителей.
7. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, инструктора по физическому воспитанию, психолога, медицинской сестры, врача).
8. Родительский всеобуч: клуб «Здоровый ребёнок».
9. Организация совместных дел.
Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:
Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения).
Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.).
Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные, причины семейных конфликтов.
Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка.
Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.
Методы, используемые педагогами в работе:
Анкета для родителей.
Беседы с родителями.
Беседы с ребёнком.
Наблюдение за ребёнком.
Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.
С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхолёгочной системы.
5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
6. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
7. О питании дошкольников.
8. Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей.
9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
11. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка

Некоторые приёмы закаливания
1. Обширное умывание.
Ребёнок должен:
открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
Намочить обе ладошки и умыть лицо.
Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.
2. Сон без маечек.
Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
3. Сухое растирание.
После утренней гимнастики, физкультурного занятия, во время гимнастики после сна воспитатель надевает на руку махровую рукавичку и растирает ребёнка. Затем варежка сбрасывается в специальную ёмкость и сдаётся в стирку