Экспрессивная речь (от лат. expressio выражение) процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем строится внутренняя речь, переводимая затем в собственно внешнюю речь.
Гипотеза: Неравномерно сформированные компоненты экспрессивной речи ведут к отставанию отдельных блоков. Все дети развиваются неравномерно.
Задачи работы:
1. Способствовать накоплению и обогащению словаря детей на основе знаний и представления об окружающем.
2. Активизировать в речи детей разные части речи (сущ., глагол, прил….)
3.Учить детей называть слова с противоположным значением.
4.Учить понимать обобщающие понятия
5.Знакомить с многозначными словами
Для развития речи ребёнка двух-трёх лет необходимо развивать речь как средство общения, создавая условия, при которых ребёнок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путём речевого общения к взрослому или сверстнику; обогащать понимаемый и активный словарь ребёнка за счёт общеупотребительных существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов.
Для решения этих задач следует:
1 .Внимательно и заинтересовано выслушивать ребёнка;
2 .Много говорить самому;
3 .Вовлекать детей в разговор на определенную тему;
4. Помогать ребёнку вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми.
На начало учебного года поступило 20 детей. В возрасте от 2 лет до 2,7 лет.
Было проведено обследование речевого развития детей .
На начало года:
Не говорят – 3 ребёнка
Говорят многословными предложениями – 10 детей
Появляются вопросы «где? куда?» - 7 детей.
Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.
Развитие речи происходит во всех областях деятельности ребёнка, поэтому очень важно создать окружающую обстановку, развивающую среду способствующую развитию речи.
От воспитателя требуются внимание и доброжелательность. Если малыш заговорил с нами, всем своим видом мы даём ему понять, что мы рады ему, готовы его выслушать и не намерены торопится.
Наше ежедневное индивидуальное общение с каждым ребёнком – эффективный приём развития речи. Своими вопросами и ответами на реплики малыша мы помогаем ему утвердится в том, что нам надо обязательно что-то растолковать. При этом мы незаметно для ребёнка подсказываем ему новое слово и помогаем построить несложное предложение. Аналогичным должно быть и общение с несколькими детьми, а также со всей группой.
В течении года :
Поддерживали стремление ребёнка активно вступать в общение всеми доступными для него неречевыми и речевыми средствами, откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться, выражая свои желания, чувства, мысли; поощряли интересы малыша к делам сверстников, желание делится с ними впечатлениями, сопровождать речью игровые действия, отношение к происходящему ; побуждали к неситуативному общению на близкие ребёнку темы.
Побуждали детей использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств. Обогащали словарь для обозначения предметов, их действий и качеств. Обогащали словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детёнышей, игрушек, деталей предметов.
В играх учили детей соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек.
Содействовали освоению грамматического оформления высказываний: изменению слов, согласованию их в предложениях разной структуры, образованию уменьшительно-ласкательных наименований, употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида и т.п.
Упражняли в правильном произношении гласных и простых согласных звуков. Поддерживали самодеятельные игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий.
Учили узнавать персонажи по звукоподражанию.
Надо всегда поправлять малыша, если он делает ошибки в речи. Для этого мы правильно проговаривали предложение, произнесённое ребёнком с ошибками, и при этом не настаивали, чтобы он снова повторил его, теперь уже правильно. Конечно, правильно произнесенное слово правильно и запоминается. Однако если постоянно принуждать малыша повторять правильные образцы, можно обескуражить его и привить ему комплекс боязни неправильного произношения.
Когда ребёнок становится старше и начинает интересоваться изображениями, можно с большой пользой проводить беседы по картинкам. На первых порах мы ограничиваемся тем, что просим показать тот или иной предмет на картинке, например: где кошка? Где у неё глаза, усы, хвост? Где колёса у машины? В приведённых примерах обе картинки (кошка, машина) эмоционально приняты ребёнку, что составляет важное условие его заинтересованности. При помощи речи удаётся расчленить окружающий мир в сознании ребёнка на отдельные категории (действия, качества, количества). Это приводит к активации мышления и наблюдательности ребёнка. Чем полнее и отчётливее он видит, осязает, воспринимает предмет и его свойства, тем скорее он запоминает его название.
Так же знакомим детей со сказкой и миром книг.
У двухлетних детей уже есть свои любимые сказки, которые они просят рассказать снова и снова. Они быстро запоминают текст и всё больше и больше интересуются картинками. Когда дети запоминают сказку достаточно хорошо, можно попросить их самих её рассказать. Это и будет началом их умения рассказывать сказки.
Чтение сказок помогает детям расширять представление о мире. Слушая их, дети:
1.Учатся языку сказок: «давным-давно», «долго ли коротко ли», « в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и т.д.;
2.Знакомятся с новыми для них персонажами, предметами быта, обычаями и др.;
3.Овладевают разными способами поведения в той или иной ситуации.
Сказочные герои не только развлекают, но и помогают детям в трудные минуты их жизни, когда они печальны, напуганы или смущены.
Постепенно, по мере развития речи, дети становятся всё более вовлечены в мир выдуманных историй. Они любят рассматривать и перелистывать страницы книг, «читая» сказки с помощью придуманных ими самими слов и повторяя некоторые знакомые фразы. Они осваиваются с книгами и постепенно становятся уверенными «читателями».
Сказки и рассказы читаем детям, сопровождая чтение наглядностью. При повторном чтении малыши с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса и поведение животных (крякают, мычат, бодаются, как телята, ловят хвостики, как котята, косолапят, как медвежата, и т.п.)
Повторное чтение можно организовать по-разному:
1. Используем те же приёмы и наглядный материал, что и при первом чтении;
2. Читаем произведение, не прибегая к наглядности;
3. Используем дополнительный материал. Например, к детям в гости могут прийти разные игрушечные коты и попросить прочитать стихи про них (« Как у нашего кота», « Пошел котик на Торжок», «Пошел кот под мосток», « Котёнок» В. Берестова);
4. Вставляем в текст имена присутствующих при чтении детей: « Наша Маша (Аня, Катя) маленька», « Самому ли съесть или Бореньке ( Сашеньке, Оленьке, Мишеньке) снесть?» и т.п.;
Программные произведения неоднократно читаются в течении года: на занятиях, во время самостоятельной деятельности, на прогулке, на праздниках и т.п.
Самых маленьких детей в первую очередь знакомим с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.
Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснётся, даст себя
умыть:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Накормить:
Травка- муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась,
Зайки – за капусту,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.
Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, мы приучаем ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.
Активно используем чтение стихов, песен на утренниках и развлечениях.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. Мы проводим фольклорные занятия.
На них мы:
1.Воспитываем у детей интерес к русскому народному творчеству.
2.Учим вступать в общение со взрослым при помощи речи и игровых действий.
3.Побуждаем детей эмоционально откликаться на происходящее события в процессе
знакомства со сказками и потешками.
Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, её выразительность, образность.
Активно используем забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво и что не красиво.
К концу года дети самостоятельно читают наизусть песенки и небольшие авторские стихотворения. Предлагаем разыгрывать сказки « Теремок» и «Репка». При этом не надо поправлять детей, пусть говорят, как им хочется, как получается. Несложные атрибуты (шапочки, накидки и т.п.), музыка ( если она уместна) сделают спектакль праздничным.
Сюжетно-ролевая игра.
В группе наши усилия направлены на создание предпосылок перехода к сюжетно-ролевой игре: появление обобщённых действий, использования предметов- заместителей. Объединения предметных действий в единый сюжет, называния себя именем героя, обогащения содержания игры.
Используем тематику сюжетных игр-ситуаций (по сути, это тот набор игровых действий и сюжетов, которые ребёнок использует в игре):
1. Игры с куклами;
2. Игры с машинами и другим транспортом;
3. Игры с игрушечными животными;
4. Игры со строительным материалом;
5. Игры в магазин;
6. Игры в больницу;
7. Игры в деревню;
8. Игры в мастерскую;
9. Игры в парикмахерскую;
10. Игры в почту.
Некоторые сюжеты, например, «игры с куклами» дети 2-3 лет используют очень часто; другие, например, «игры в мастерскую», ребята только осваивают. В «играх с куклами» игровые действия отражают повседневный опыт ребёнка, поэтому такие игры-ситуации имеют более широкий спектр возможностей, тогда как в «играх в деревню» непосредственный опыт детей мало отражен - здесь имеют место действия по впечатлением от сказок, книг, иллюстраций, бесед.
Понимание речи
Однако понимание речи окружающих взрослых недостаточно совершенно. Мы продолжаем упражнять детей в различении предметов по внешнему виду, знакомим с отдельными их признаками, словесным обозначением. Побуждаем детей к группировке однородных предметов, которые можно назвать одним словом (мебель, посуда, игрушки).
Малышей учим понимать разнообразные вопросы: “Кто это?”, “Что это?”, “Во что одет?”, “Что везет?”, “Почему?..”, “Когда?..”, “Зачем?..”
Формирование речи определяет возникновение новых форм отношений между малышами, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.
Речь служит не только основным средством общения ребенка со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. Мы своим примером и прямым указанием учим детей ласковому обращению друг с другом, побуждаем их к взаимопомощи (застегнуть пуговицу другому ребенку, подвинуть тарелку с хлебом соседу), проявлению сочувствия, бережному отношению к младшим. Взаимоотношения между детьми, когда они понимают речь и уже сами владеют ею, мы регулируем разъяснением, подсказом форм положительных взаимоотношений: “Вова, дай Сереже покататься на велосипеде, а потом он тебе даст”, “Коля, не отнимай у Леночки кубики, возьми себе другие. Посмотри — в коробке еще есть.
Развитие речевой активности. Для того чтобы ребёнок научился чисто и ясно произносить звуки. Отчётливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научится напрягать слух, улавливать и различать звуки.
Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребёнка острый слух от природы. Её нужно развивать с первых лет жизни. Мы делаем это в игре.
Цель игр развивающих внимание и слуховое восприятие - открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чём-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребёнок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
В этих играх малыш учится различать «звучащие» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребёнка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.
Примерные игры:
1.Кто что услышит? ( развитие слухового внимания, пополнение активного словаря, развитие фразовой речи).
2.Узнай по звуку. (развитие слухового внимания и фразовой речи).
3.Угадай, что делать. ( развитие у детей умение переключать слуховое внимание. Развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.)
4.Кто внимательный? (развитие остроты слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым её произносят.)
5.Сделай то, что скажу. ( формирование умения дослушивать задания до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия). Различать противоположные по значению действия.
В играх развивающих силу голоса и темпа речи, мы произносим звукосочетания или слова с различной скоростью (быстро, умеренно, медленно) и предлагаем ребёнку воспроизводить их том же темпе.
Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков. Примерные игры:
1.Громко-тихо. (развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.)
2.Идите с нами играть. ( Выработка умения пользоваться громким голосом.)
3.Не разбуди куклу. ( Развитие умения пользоваться тихим голосом.)
4.Кто как кричит. ( Выработка умения повышать и понижать тон голоса, говорить « тоненьким» и низким голосом.)
5.Дует ветер. ( Изменения силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом
Мы обращаем особое внимание на то, чтобы у малыша слитно звучали гласные в звукоподражаниях («Ау», «Иа», «Уа» и т.д.), он должен произносить их на одном выдохе, плавно переходя от одного к другому. Это поможет сделать речь ребёнка более ясной и выразительной, научит его плавно произносить звуки и слова.
Упражнения, развивающие речевое дыхание, в которых ребёнку в игровой форме предлагаем подуть на предмет (ветку, лист бумаги, кораблик…). Такие игры помогают ребёнку достичь плавного выдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи. Примерные игры:
1.Чей одуванчик улетит дальше? ( развитие у ребёнка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.)
2.Водичка. ( развитие речевого дыхания ( произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука «С».
3.Пузырь, ( развитие речевого дыхания и звукового аппарата.)
4.Снежинки, ( развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох.)
В течении всего дня мы развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие.
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Ещё наши прабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».
Развивая тонкую моторику, мы не только продвигаем развитие ребёнка вперёд, но и сможем быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребёнка.
Пальчиковые игры проводим в любую свободную минуту. Используем игры для развития моторики: «Собери мозаику, нанизывание бусин , аппликация из цветного пшена, лепка, рисование в свободной деятельности детей».
Лучше всего ребенок воспринимает индивидуальное обращение: «Коля, иди скорее мыть руки», «Надя, Светочка, помогите мне собрать игрушки», «Боря, раздевайся потихоньку, все дети уже спят». На фразы «Дети, соберите игрушки», «Идите мыть руки» малыши не обращают внимания.
Активная речь ребенка будет развиваться при условии, если у него есть потребность в общении со взрослыми. Она возникает, когда мы, часто и по разным поводам обращаемся к ребенку, разговариваем с ним. В этом случае у малыша устанавливается эмоциональный контакт со взрослыми. Помогают этому контакту веселые игры, чтение потешек (“Поехали-поехали”, “Сорока-белобока”). Но сводить все лишь к эмоциональному общению нельзя. Ценнее общение, основанное на деятельности: во время игры, манипулирования с предметами или наблюдения за окружающим.
Важно поддерживать каждое речевое обращение ребенка к взрослому, мы стараемся понять и удовлетворить его просьбу. И наоборот, не отвечаем на обращение жестом, мимикой, В этом случае спрашиваем : “Что ты хочешь? Машину? Скажи: “Машина”. Мы ставим ребенка в положение, вынуждающее что-то сказать.
Совместная деятельность педагога и детей, обеспечение формирование речевых умений и навыков.
наиболее часто мы используем наглядные методы - условно их можно назвать непосредственными и опосредовательные методы.
К непосредственным наглядным методам относится:
1.наблюдение - целенаправленная систематическая фиксация специфики протекания тех или иных явлений.
2.Экскурсия.
3.Осмотр помещений.
4.Рассматривание натуральных предметов.
К опосредовательным методам относится:
1.Рассматривание игрушек.
2.Рассматривание картин.
3.Описание игрушек и картин.
4.Рассказывание по картинам и игрушкам.
Словесные методы - связанные с художественным словом.
1.Чтение и рассказ художественного произведения
2.Пересказ.
3.Заучивание наизусть.
4.Беседа.
5.Рассказывание без опоры на наглядность.
Используем практические методы - применение речевых умений и навыков в практике общения и их совершенствования. Методы носят игровой характер.
1. Дидактические игры.
2. Игры - драматизации.
3. Подвижные и хороводные игры.
4. Дидактические упражнения.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В методике развития речи в зависимости от характера речевой деятельности детей выделяют ещё две группы методов:
1.Репродуктивные методы (основаны на воспроизведение речевого материала: пересказ, рассказ по картине.).
2.Продуктивные методы (предполагают построение детьми собственных высказываний, путём подбора и комбинаций известных языковых единиц).
Каждый метод представляет собой систему приемов, объединенную общностью задачи и подходов к её решению.
Виды приёмов: Словесные приёмы:
Речевой образец – правильная предварительно продуманная речь педагога, предназначенная для подражания детьми.
Образец должен быть доступен детям по содержанию и по форме, произносится громко, чётко и неторопливо. Образец может быть предназначен для подражания, коррекции, это зависит от возраста детей и определять его место на занятии.
Объяснение – это раскрытие сущности некоторых явлений или способа действия используемых для раскрытия значении слов, для объяснения этимологии слова.
Указание – разъяснение детям способа действий.
Повторное проговаривание – преднамеренное многократное повторения одного и того же элемента с целью его запоминания. Повторное проговаривание не должно быть механическим важно ввести его в контекст деятельности ребёнка.
Словесное упражнение – аналогично повторному проговариванию, но отличается большой частотой, вариативностью и самостоятельностью.
Оценка детской деятельности - мотивирование суждения о речи высказывания ребёнка, характеризуется качество выполненной им речевой деятельности. Оценка должна носить не только констатирующий, но и обучающий характер. Важно учитывать возрастные особенности ребёнка, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность.
Вопрос – словосочетания, обращения требующие ответа, задания ребёнку, предполагающие пользование ребёнком или переработку имеющих знаний.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Мы создаём условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме.
Мы переходим к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.
Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие, нормально развивающегося ребенка) начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии.
В группе проводятся физкульт. минутки, подвижные и малоподвижные игры. На прогулке проводятся наблюдение, и проведения подвижных игр в зависимости от времени года.
В конце учебного года было проведено обследование по речевому развитию.
Результат был:
Не говорили – 0%
Говорили многословными предложениями – 90%
Появлялись вопросы «Где? Куда?» - 90%
Таким образом, цели и задачи, которые были поставлены в начале года, выполнены.
Итак, к трём годам произносительная сторона речи у детей ещё не достаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей ещё не достаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в тоже время говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приёма пищи).
Дети стали понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, сформировался грамматический строй речи, дети усвоили слова и научились употреблять по собственному усмотрению.
Во время выполнения действий дети стали произносить много слов. В результате речь стала самостоятельной деятельностью, выступающей внутри игры. В конце третьего года жизни дети, играя, стали действовать в воображаемой ситуации, отражая её в своей активной речи: « Поехали к бабушке на машине…..»
Дети стали понимать название признаков предметов, различные слова, необходимые для усвоения правил поведения, рассказывать небольшие стихотворения, потешки, выполнять не сложные поручения.